Корпоративное волонтерство все больше развивается на
постсоветском пространстве, Украина – не исключение. В некоторых компаниях за
прошлый год количество сотрудников, практикующих подобную деятельность,
увеличилось в десятки раз.
Исследование Forbes Insights, проведенное в 2012 г., продемонстрировало, что
волонтерство все больше связано с достижением бизнес-целей. Корпорации лидируют
в реализации волонтерства по сравнению с малым бизнесом, происходит переход от
благотворительных его форм к специфическим (когда сотрудники делятся своими
навыками и знаниями с теми, кому это необходимо). Две трети организаций в мире
все чаще практикуют именно специфическое волонтерство, к тому же они больше
готовы инвестировать не в благотворительность, а в мероприятия по вовлечению
сотрудников в корпоративное волонтерство. Таким образом, сегодня, выбирая между
поездкой с подарками в детский дом и поездкой с подарками и возможностью
научить ребят тому, как что-то делать своими руками, например, технике декупажа
(декоративная техника по ткани, посуде, с которой ездят сотрудники Takeda),
компания отдаст предпочтение второму. Это интересно и полезно (выгодно) как для
сотрудников (перед поездкой они прошли мастер-класс по этому ремеслу), так и
для детей (они в дальнейшем могут развивать свои навыки в данном направлении и
получить дополнительную профессию). В итоге эффективность таких выездов явно
повышается.
Еще один тренд – рост практики сбора средств на рабочем
месте, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это удивительно, но
исследование показало, что Европа, Ближний Восток и Африка коммерчески более
зависимы, когда речь идет о корпоративном волонтерстве. И соответственно, если
в Америке достаточно призыва для сотрудников, чтобы они стали волонтерами, то в
этих регионах, как правило, необходимо разработать программу с мотивацией и
поощрениями.
ПРИМЕРЫ ПРОГРАММ ВОЛОНТЕРСТВА В УКРАИНЕ
Метинвест со своими десантами добрых дел победил в Конкурсе
корпоративного волонтерства 2012, организованном фондом «Восточная Европа», в
номинации «Улучшение жизни сообществ». На предприятиях группы были созданы
десанты из желающих сотрудников (они же придумывали и имена своим десантам –
были и «Генералы добрых дел», и «Спасатели маленьких сердец»), которые в
течение месяца помогали городским социальным учреждениям и социально
незащищенным категориям граждан. Акция проходила в три этапа, в рамках которых
волонтеры проводили ремонтные работы в школах, больницах, домах престарелых,
организовывали концерты и профориентационные мастер-классы, помогали детям из
социально незащищенных категорий осуществить их мечты. Командам, сделавшим
наибольшее количество добрых дел, были вручены призовые сертификаты до 10 тыс.
грн., а остальным – по 1 тыс. грн. Полученные средства команды могли направить
на благотворительные цели по собственному усмотрению. Этот пример еще раз
подтверждает готовность компаний инвестировать в то, чтобы сотрудники
занимались волонтерством. Например, на Енакиевском метзаводе 350 волонтеров
работали в десантах добрых дел. Бюджет акции составил 100 тыс. грн., половина
из которых была направлена на призовой фонд для команд, а позже –
перенаправлена на нужды социальных институций.
В данной программе Метинвеста пока преобладает
неспецифическая форма корпоративного волонтерства. В то же время Эрнст энд Янг
Украина практикует разные формы волонтерства, в том числе специфическое, за
которое и получила награду в Конкурсе корпоративного волонтерства 2012 в
номинации «Образование». Сотрудники компании читают лекции, участвуют в
мастер-классах и конференциях для студентов, преподавателей и общественных
организаций.
Эта форма волонтерства становится все более популярной. Две
трети компаний в России ее также практикуют. Более того, это та форма, которая
позволяет вовлечь и руководителей в программы корпоративного волонтерства. Пока
же многие компании жалуются на то, что топы не всегда выступают волонтерами.
Центр «Развитие КСО» в марте организовал Неделю
корпоративного волонтерства, в рамках которой 15 представителей компаний
провели 16 часов мастер-классов по брендингу, пиару, маркетингу для 130
общественных организаций. Корпоративное волонтерство может послужить мостиком,
объединяющим бизнес и неправительственные организации, изменяя мнение последних
о том, что компании могут давать только деньги.
СБОР СРЕДСТВ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Этот вид корпоративного волонтерства в Украине еще не очень
популярен, однако примеры уже есть. В данном случае огромное значение имеет то,
насколько компания системно им занимается, как она коммуницирует свою
инициативу по сбору средств и каковы результаты. Одна организация с персоналом
4 тыс. человек собрала на рабочих местах порядка 800 грн., а другая – Киевстар
– в рамках кампании по закупке постельного белья для интернатов, с которыми она
работает не первый год, в декабре прошлого года собрала 500 тыс. грн.
Однако сбор средств не всегда надо понимать буквально. Так,
в крупнейших корпорациях популярна программа «Доллары за волонтеров». Ее смысл
заключается в том, что за каждый отработанный сотрудником час для общественной
организации или социального учреждения компания перечисляет им же от $10 до 20
(одним из лидеров является Exxon Mobile с $25 за час). Около 94% организаций из
списка Fortune 500 имеют подобную практику. В 2011 г. 2 тыс. сотрудников
Campbell’s Soup отработали 23 тыс. часов в США и Канаде, что на 25% больше, чем
в 2010-м. Компания предоставила в грантах рекордные для нее $233,5 тыс.
Тем не менее есть и проблемы. Например, из $100 млн.,
которые Microsoft в США направил на программы помощи общественным организациям,
доля программы «Доллары за волонтеров» составляет лишь 7,8%. Почему так мало?
Ответ кроется в сложном процессе регистрации, забывчивости и нежелании
сотрудников отчитываться о том, что они где-то работали по призванию сердца.
IBM также создала волонтерскую грантовую программу для
команд сотрудников. Волонтерские команды (тот же десант добрых дел) могут
попросить до $7,5 тыс. в виде оборудования или услуг по развитию потенциала и
IT-инфраструктуры выбранной организации. Компания предоставляет также
индивидуальные волонтерские гранты. Волонтеры, отработавшие минимум 40 часов в
течение пяти месяцев (не менее восьми часов в месяц), могут получить $3,5 тыс.
в виде оборудования или услуг либо $1 тыс. наличными для общественных
организаций. Программа волонтерских грантов в 2011 г. составила $10 млн.
Приятным дополнением является то, что пенсионеры IBM также могут участвовать в
программе волонтерских грантов.
Нельзя не упомянуть Salesforce.com, руководство которой
продвигает формулу «решение 1%», то есть 1% капитала компании, 1% всей прибыли
и оплаченные часы 1% сотрудников идут на помощь общественным организациям и
благотворительность.
ПОЧЕМУ КОМПАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТ КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО
184 компании из списка Fortune 500 говорят, что они
используют его потому, что это – «бренд, доверие, репутация, вовлечение
сотрудников и рекрутинг новых людей». Исследование показало также, что компании
пытаются придумать новые методы вовлечения сотрудников. Как тут не вспомнить
слова одного менеджера по КСО: «Я уже не знаю, что придумать, чтобы вовлечь
людей», ведь волонтерство нужно постоянно поддерживать. Ответ есть как для
компаний, уже достаточно давно развивающих корпоративное волонтерство (по
некоторым оценкам, в той же России этому явлению десять лет), так и для
новичков. Это, например, практика Трансаэро – в компании создали клуб
волонтеров, предполагающий проведение тренингов для сотрудников-волонтеров. В
его рамках новички могут получить необходимую информацию о том, что делает
компания для общества и как можно поучаствовать в ее программах, а для
постоянных волонтеров организуются тренинги по командообразованию, развитию
навыков работы с различными заинтересованными сторонами, встречи с известными
экспертами и благотворителями.
ПОЧЕМУ ТАКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО ПОКА МАЛОПОПУЛЯРНО
Первая причина – отсутствие во многих компаниях поддержки и
вовлеченности топ-менеджеров. Так, зачастую руководители просто не хотят
отпускать сотрудников в рабочие часы. Вторая причина – недоверие к общественным
организациям: это приводит к тому, что компании готовы создавать собственные
фонды для системности и предотвращения конкуренции (например, несколько
общественных организаций обращаются с просьбой сбора благотворительных взносов
от сотрудников, но ведь коробка для сбора может быть только одна, и приходится
многим отказывать). Еще важные моменты – непродуманность и отсутствие
системного подхода в самой программе (подход «начнем, а там будет видно»),
недостаточная информированность сотрудников, отсутствие отчетности и
результатов.
У нас, к примеру, до сих пор очень мало людей участвуют в
донорстве, несмотря на положенные выходные дни в качестве компенсации. Компании
пробуют развивать это направление в волонтерстве, но пока не слишком успешно.
Так, у одной фирмы в Украине количество участников дней донорства было в десять
раз меньше, чем участников программы чтения лекций. Тем не менее в России LG
Electronics достигла в донорстве значительных результатов: четверть сотрудников
компании являются добровольцами. Как этого добились? Через коммуникационные
каналы, они даже программу донорства называют «PRограмма».
Вообще повышение осведомленности сотрудников важно и для
старта программ корпоративного волонтерства. Одна организация с целью повышения
осведомленности сотрудников запустила внутренний онлайн-ресурс, разместив на
нем информацию о корпоративном волонтерстве, своих подобных программах в мире,
статистику по стране и потенциальных получателей помощи. Она также
проинформировала, что берет на себя все расходы, связанные с транспортом и
иными издержками. Сразу же после появления информации три филиала компании
подали заявки на реализацию проектов корпоративного волонтерства в своих
регионах.
О БУДУЩЕМ
Говоря о перспективах, следует отметить, что в первую очередь
будет развиваться экологическое направление корпоративного волонтерства. Новыми
участниками программ станут члены семей сотрудников, поставщики, партнеры и их
семьи, а также пенсионеры компании. Сами компании будут все больше сотрудничать
с общественными организациями как основными партнерами. Программы станут
спускаться не сверху, а инициироваться снизу самими сотрудниками, и в это
движение – специфический вид волонтерства (обмен знаниями) понемногу будут
вовлекаться и руководители. Еще одна перспектива – развитие малобюджетного
онлайн-волонтерства с дистанционными формами участия. При минимальных затратах
эффект может быть значимым.
|